Шедевр в стиле мудехар

Вплоть до начала XVI века испанские замки сохраняли свои средневековые черты, их укрепления еще не были подвержены веяниям Нового времени. Даже построенные в начале XVI века замки Ла Калаорра в Гранаде и Велес-Бланко в Андалусии еще средневековые по своей военной архитектуре.

XV век был временем строительства многочисленных замков на Пиренейском полуострове, особенно в Кастилии. Реконкиста была близка к завершению. Лишь на юге Пиренейского полуострова небольшая территория принадлежала Гранадскому эмирату. В 1492 году пал и он, последний оплот мусульман на Пиренеях. Однако уже с середины XIV века мавры не представляли никакой угрозы христианам и мечтали жить с ними в мире. С чем же связан всплеск замкового строительства? С желанием аристократии иметь убежище при отсутствии твердой королевской власти при династии Тра-стамара и одновременно со стремлением продемонстрировать свое богатство, к тому времени в немалом количестве скопившееся в их руках. Неоднократно вспыхивали восстания, одним из которых стало известное восстание комунерос. Это восстание охватило кастильские города в 1520-1522 гг. Восставшие выступали против абсолютизма Карла I (одновременно императора Священной Римской империи). Одним из активных участников движения комунерос был дон Антонио Осорио де Акунья, не раз бунтовавший против короля и искавший убежища в своем замке Валенсия-де-Дон-Хуан. Но движение комунерос было подавлено, дон Антонио схвачен и убит в тюрьме.

Замок Валенсия-де-Дон-Хуан являет собой пример архитектурного стиля мудехар. Это стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании XI-XVI вв., особенно популярный в Кастилии, Арагоне, Андалусии и в городах Толедо, Сарагоса, Кордова, Севилья и др. В нем сочетаются элементы готического и мавританского, а позднее и ренессансного искусства. Произведения этого стиля создавались как мусульманскими, так и христианскими мастерами. Стиль мудехар развился под влиянием арабских мотивов. Мудехар (от арабского «прирученный», «домашний») — так называли мусульманское население, оставшееся проживать на отвоеванных во время Реконкисты землях Пиренейского полуострова, но не перешедших в христианство. Многие из этих мусульман были искусными ремесленниками, в том числе превосходными строителями. Они возводили великолепные здания (как правило, из кирпича), уникальные сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмиконечную звезду, наборные деревянные потолки, украшали здания цветными изразцами на стенах, гипсовыми рельефами и орнаментом, разноцветной штукатуркой. Особенно много этих мавританских мастеров-аларифе было в Кастилии и Арагоне, где они возводили даже христианские церкви. Видимо, по крайней мере, один из них принимал участие и в строительстве замка Валенсия-де-Дон-Хуан. В замке мы видим характерные для средневекового мусульманского зодчества высокие и узкие круглые башенки, декоративные вставки из кирпича и следы лепной работы.

Уже в середине XVI века замок был заброшен и стал приходить в упадок. Графы Валенсия-де-Дон-Хуан не имели средств на поддержание замка. В XVII веке замок лишился кровли, сводов и изящных гипсовых лепнин, некогда во множестве украшавших интерьер замка. Столетия замок стоял заброшенным и разрушался. Однако есть в этом и преимущество — замок избежал более поздней перестройки и сегодня являет прекрасный пример кастильской фортификации XV века.

В XIX веке 25-я графиня Валенсии-де-Дон-Хуан, не имея средств на поддержание замка, подарила его государству. В XX веке замок не раз реставрировался, а в 2008 году внутри донжона было построено сооружение из стекла и железа и открыт музей замка.

Leave a reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>